Опыт ЯРООИ «Лицом к миру» по оказанию социальных услуг для ребят с ментальной инвалидностью в Ярославском регионе.

Наталия Леонидовна Жужнева, председатель ЯРООИ «Лицом к миру», nzhyzhneva@mail.ru

История организации

Инициатором создания нашей организации стал   отец Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской  иконы Божьей Матери села Давыдово, Борисоглебского района Ярославской области.  Он собрал инициативных родителей и предложил создать родительскую организацию, объединяющую семьи, воспитывающих ребят с ментальной инвалидностью.  У Отца Владимира на тот момент уже был большой опыт взаимодействия с семьями, воспитывающих ребят с тяжелыми и множественными нарушениями в семейных  летних лагерях,  которые он  успешно организовывает и по сей день на базе  православной сельской общины села Давыдово. С октября 2011 г. по март 2012 г. инициативная группа собиралась раз в две недели, решая, какую  юридическую форму выбрать, составляю Устав, перебирая различные названия. Мы ездили изучать опыт родителей в  АРДИ «Свет», г. Владимир, общались  с родителями по всей России.

В результате 5 апреля 2012 г. нами была зарегистрирована Ярославская региональная общественная организация инвалидов «Лицом к миру». Учредителями выступили 7 родителей, в первый год в организации было около 30 семей.  Руководителем с момента основания была избрана Жужнева Наталия Леонидовна.

Нашими первыми  стратегическими партнерами стали: Ярославская Епархия, предоставлявшая нам помещения для собраний и для первых занятий танцами (педагог также из Епархии), Ярославская Вальдорфская  школа,  предоставлявшая  педагога и помещения для творческих мастерских.  С октября 2012 г. и по апрель 2017 года нашим домом стал Ярославский государственный цирк под руководством Натальи Шульги. В рамках  большого совместного проекта «Цирк-территория счастья» нам предоставлялись на безвозмездной основе помещения для творческих и ремесленных мастерских, танцевальных студий, коррекционных занятий для дошкольников.  Мы бесплатно ходили на все представления, для наших семей устраивались мастер-классы с лучшими коллективами Российского цирка.  На арене цирка мы  проводили   свои Новогодние елки и другие праздники.

На момент создания организации главной целью для нас было – создать систему дополнительных занятий для наших детей:  танцы, творчество, пение, музыка, совместные праздники.

Организация сегодня

С момента создания организациине менялось ни ее название, ни форма – Ярославская региональная общественная организация инвалидов – является одной из флагманских социально-ориентированных некоммерческой организаций региона, включенной в реестр исполнителей общественно-полезных услуг и являющаяся поставщиком социальных услуг.Председателем организации является Жужнева Наталия Леонидовна.Членами организации на сегодня являются 250 семей, воспитывающих ребят с ментальной инвалидностью от рождения и до 40 лет по всей Ярославской области. Организация имеет 7 представительств: г.Ярославль и Ярославский район;г.Тутаев и Тутаевский район;г.Рыбинск и Рыбинский р-н; г.Переславль-Залесский и Переславский район; г. Гаврилов-Ям и Гаврилов-Ямский р-н; г. Углич и Угличский р-н; Ростовский район.Организация имеет помещения 500 кв. м (+500 кв.м.неосвоенный подвал)на правах безвозмездного пользования, а также базу отдыхав 40 км от Ярославля в собственности.

 Постоянные проекты организации для ребят с ментальной инвалидностью:

  • ранняя помощь

  • подготовка к школе

  • система дополнительных занятий

  • система спортивных и оздоровительных занятий

  • профориентация, занятость в ремесленных мастерских

  • социальное предпринимательство и рабочие места

  • учебное сопровождаемое проживание

  • развивающий летний отдых «Лето со смыслом»

  • развитие социальных услуг для особых ребят и членов их семей в муниципальных районах региона

  • реабилитация родителей

 

 

 

Описание некоторых проектов

ПРОЕКТ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Целью данного проекта является подготовка к школе детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, а также помощь в школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста (1, 2 класс).

Целевой аудиторией данного проекта являются 20 детей (4 группы) с ограниченными возможностями здоровья в год, имеющих трудности в овладении школьным материалом и поведенческие проблемы при формировании школьной адаптации.

Кадровые ресурсы: 2 основных педагога, 1 помощник, 1 педагог адаптивной физкультуры

Материально-технические ресурсы: класс с партами, стульями, доска, стеллажи, зал для занятий адаптивной физкультурой

Краткое описание: Основной целью работы проекта для детей 1 и 2 групп является подготовка детей к школьному обучению. А целью работы проекта для детей 3 и 4 групп является помощь детям в преодолении процесса школьной адаптации.

В результате работы проекта у детей, посещавших занятия, отмечаются значительные улучшения в поведении, качественно улучшилась работа когнитивных функций детей: восприятие фронтальной информации стало более развитым, увеличилось время продуктивной работы детей на групповом занятии, значительно качественно улучшились коммуникативные навыки детей. У обучающихся постоянно наращивается объем компетенций по основным образовательным блокам (математические представления, развитие речи и коммуникации, окружающий мир, обучение грамоте, адаптивная физкультура, логоритмика, ручной труд).  Полученные на занятиях данного проекта компетенции помогают детям лучше усваивать образовательную программу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами образования для детей с интеллектуальными нарушениями развития.

В ходе реализации данного проекта появляется возможность «мягкой» адаптации к школьной системе образования, а также повышение уровня эмоционального комфорта детей при поступлении в школу.

Часть детей, посещавших занятия проекта, поступили в школы, уже имея определенный багаж знаний, умений, навыков и компетенций школьного поведения. Это позволило снизить уровень адаптационного стресса первоклассников. У данной группы детей наблюдаются положительные результаты в преодолении трудностей школьной адаптации. Другая часть детей продолжили посещать занятия проекта подготовки к школе и демонстрируют хорошие результаты. Наблюдаются качественные изменения в поведении детей, улучшение восприятия фронтальной инструкции, повышение уровня академических знаний.

В ходе оценки результатов проекта можно сделать вывод об уникальности и высоком уровне целесообразности данного проекта на территории Ярославской области. В рамках проекта не стояло цели разработать новые технологии. При организации занятий применялись уже отработанные и доказавшие свою эффективность методы: структурированное обучение, визуальная поддержка, функциональная коммуникация, сенсорная интеграция и другие. Благодаря проекту дети целевой группы смогли успешно интегрироваться в школах, где они демонстрируют приобретенные на проекте знания, умения, навыки и компетенции.

Проект очень востребован, т.к. в коррекционных школах отсутствует услуга подготовки к школе. В настоящее время лист ожидания в Ярославле составляет около 15 человек (т.е. еще дополнительно 3 группы), а также около 30 человек в муниципальных районах области.

 

ПРОЕКТ РАЗВИВАЮЩЕГО ЛЕТНЕГО ОТДЫХА  «ЛЕТО СО СМЫСЛОМ»

В течение лета в городе, а также  на загородной базе «Лесной Родник», принадлежащих организации проводится 6-8  программ различной направленности

  • Городской лагерь для школьников

Цель  городского лагеря: обучение ребят начальным бытовым навыкам, развитие самостоятельности, обучение  социально-приемлемому поведению в общественных местах, инициация коммуникациям в коллективе, передышка для родителей

Целевая группа:  школьники с ментальной инвалидностью

Кадровые ресурсы: 4 педагога (по 2 единовременно) + 1-2 волонтера

Материально-технические ресурсы: помещение с большим  столом  и стульями, зал  с ковровым покрытием, материалы для творчества, канцтовары, ноутбук, цветной принтер, ламинатор

Краткое описание:

В июне  на базе городских помещений организации проходит летний лагерь для  10-15 ребят (школьников). Среди них  и  дети, которые весь год были на надомном обучении.   Расписание структурировано и визуализировано. Каждый день  присутствуют повторяющиеся рутины,  создающие скелет дня и облегчающие привыкание для детей с  аутизмом ( приветственный круг, обед, чаепитие,  сияние).  В  первой половине дня ребята учатся социально-бытовым навыкам –  подметать и мыть пол, пылесосить ковер,  выносить мусор, ходить в магазин за простейшими  товарами (вода, чай, сахар, хлеб, туалетная бумага).  После обеда – различные занятия -  творчество, глина, живопись,   прогулки в парк, музей,  зоопарк и т.д. 

В качестве помощников  педагогов привлекаются дежурные родители.

  •  

Цель: инициация коммуникаций в новом коллективе, освоение новых активностей,  передышка для родителей

Целевая группа: семьи, воспитывающие дошкольников  (младшая смена) и школьников (средняя смена)  с ментальной инвалидностью и поведенческими трудностями. Единовременно – 10-12 семей

Кадровые ресурсы: педагог-организатор, психолог,  врач, 4 волонтера, добровольцы, предоставляющие активности на безвозмездной основе (веревочный городок, мыльные пузыри, ди-джей, фольклорные игры, фокусы,  веселые старты и т.п.)

Материально-технические ресурсы: загородная база отдыха, велосипеды, катамараны, игровое оборудование, 5-7 комплектов раций, материалы для творчества, канцтовары, ноутбук, цветной принтер, ламинатор

Краткое описание:

В течение 6 дней  10-12 семей  ( мама +  особый ребенок, мама + ребенок + 2-ой ребенок, мама+папа+ особый ребенок + 2-ой ребенок) активно отдыхают. В  программе смены – детско-родительские занятия  (мягкая школа, творчество,  плавание, сплав на катамаранах), родительские тренинги,  живопись для родителей, йога для родителей, обучающие семинары для родителей. Волонтеры и педагоги занимают детей по 2-3 часа в день (походы в лес, водные и спортивные игры, сказкотерапия и т.д.)

За лето проводятся 2 семейные смены.  По просьбам родителей планируется увеличить количество дней в смене до 10.

  • Загородные сменыШколы жизни

Цель: обучение молодых людей и девушек с ментальной инвалидностью социально-бытовым навыкам,  самообслуживанию, обучение  навыкам с/х работ, проживание без  родителей,

Целевая группа: молодые люди и девушки с ментальной инвалидностью. В одной смене – 15-18 человек

Кадровые ресурсы: руководитель смены, педагог-организатор, 5-6 волонтеров-тьюторов, врач, добровольцы, предоставляющие активности на безвозмездной основе (веревочный городок, мыльные пузыри, ди-джей, фольклорные игры, фокусы,  веселые старты и т.п.)

Материально-технические ресурсы: загородная база отдыха, велосипеды, катамараны,  инструменты, материалы, 5-7 комплектов раций, материалы для творчества, канцтовары, ноутбук, цветной принтер, ламинатор

Краткое описание: в течение 13 дней ребята вместе с педагогами и тьюторами живут без родителей. Первая половина дня отведена под работу: уборка в  спальнях и холлах (подмести, помыть, выбить коврики, протереть пыль), чистка овощей в столовой (морковь, лук, картошка), уборка обеденного зала, уборка пылесосом ковровых покрытий, ремонт  уличных лавочек и столов  (снятие старой краски шкуркой и шлифмашинкой, выравнивание поверхностей, покраска, приколачивание), окашивание травы газонокосилкой, сбор и сортировка трав и ягод,  поливка грядок, ткание ковриков, шитье мешочков под травы.  После обеда:  творческие, театральные, музыкальные  занятия, волейбол, футбол,  йога, походы в лес, бассейн, катамараны, дискотека, песни у костра, свечка.

Применяется визуальные подсказки, визуальное расписание,  карточная система поощрений.

В течение лета проводится 3 тематические смены с упором на тот или иной вид деятельности: Театральная, Ремесленная и Спортивная смены.

  • Поведенческие смены

Цель: дать возможность отдохнуть, попробовать новые активности ребенку с аутизмом, поведенческими проблемами, передышка для семьи

Целевая группа: дети с аутизмом и/или поведенческими проблемами

Кадровые ресурсы: руководитель смены, педагог-организатор, 10 тьюторов, добровольцы, предоставляющие активности на безвозмездной основе (веревочный городок, мыльные пузыри, ди-джей, фольклорные игры, фокусы,  веселые старты и т.п.)

Материально-технические ресурсы: загородная база отдыха, велосипеды, катамараны, игровое оборудование, 5-7 комплектов раций, материалы для творчества, канцтовары, ноутбук, цветной принтер, ламинатор.

Краткое описание: 6 дней ребята вместе с педагогами и тьюторами живут отдельно от родителей. Каждый ребенок  в смене круглосуточно сопровождается индивидуальным тьютором, ребенок с тяжелыми нарушениями поведения, либо с низкой функциональностью сопровождается  2-мя тьюторами.  В отряде есть также 2-3 типично-развивающихся ребенка.  Каждый день четко структурирован на несколько активностей по 40-50 минут.  Используется много визуальной поддержки в качестве расписания,  визуальных инструкций в душе,  туалете, столовой. Также для невербальных детей используются средства альтернативной коммуникации  и индивидуальные визуальные расписания. Для ребят с  нежелательным поведением разрабатываются  и постоянно корректируются индивидуальные стратегии поддержки.

  • Большие семейные смены

Цель: активизация родителей, социальная интеграция семей, воспитывающих особых ребят, сплочение  родительских коллективов в муниципальных районах.

Целевая группа: семьи, воспитывающие детей с ментальной инвалидностью

Кадровые ресурсы: руководитель смены,   руководители отрядов, 10-15 волонтеров

Материально-технические ресурсы: загородный комплекс с бассейном, спортивными площадками, рассчитанный на не менее, чем  160-200 человек, игровое оборудование, материалы для творчества, канцтовары, ноутбук, цветной принтер, ламинатор,   5-7 комплектов раций

Краткое описание: в течение 4-5 дней семьи с особыми ребятами, члены организации  из нескольких муниципальных районов области (160-180 чел.)  живут в загородном комплексе. В течение дня самими родителями и волонтерами  подготавливаются и проводятся  несколько мероприятий: зарядки,  «веселые старты», квесты, творческие мастер-классы. Ежедневно каждый отряд (6 отрядов по 25-30 человек) готовит  выступление на вечернее мероприятие  (инсценировка песни, сказка, фильм и т.д.). В ходе подготовки родители и дети  каждого отряда становятся единой командой, способной в течение года организовывать в муниципальном районе для своих детей различные занятия, праздники, поездки.  Мамы, папы, бабушки, дедушки  раскрывают свой творческий потенциал, общаются с семьями, имеющими  такие же проблемы, выходят из депрессии.

Это очень мощный инструмент активизации родительского сообщества!

 

 

 

Мы в социальных сетях:

 

© 2015